Образовательные стандарты

Родителям о Федеральном государственном стандарте

дошкольного образования  

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования?

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС

ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6

части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» и представляет собой «совокупность

требований, обязательных при реализации основных образовательных

программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными

учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным

приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно

познакомиться на сайте http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

С чем связано введение ФГОС ДО?

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации

содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому

ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает

предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не

рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Для кого написан ФГОС, с какой целью?

ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов,

воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных

партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого

ребенка в получении качественного дошкольного образования;

  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества

дошкольного образования на основе единства обязательных

требований к условиям реализации образовательных программ

дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

  • сохранение единства образовательного пространства Российской

Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том

числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,

пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других

особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как

субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей

и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека,

семьи, общества;

  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,

эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности ребенка, формирование

предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и

организационных форм дошкольного образования, возможности

формирования Программ различной направленности с учетом

образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья

детей;

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям

детей;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах

развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  1. Требования к структуре основной образовательной программы

дошкольного образования;

  1. Требования к условиям реализации основной образовательной программы

дошкольного образования;

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

дошкольного образования.

Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не

является основой оценки соответствия установленным требованиям

образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение

образовательных программ дошкольного образования не сопровождается

проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели

образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит

во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит

сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа

дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая,

коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,

продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской

деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство

взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это

наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном

детстве.

Какие требования к результатам освоения основной образовательной

программы дошкольного образования устанавливает Стандарт?

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в

виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют

собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных

достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие

социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе

завершения ДО:

  • инициативность и самостоятельность в разных видах

деятельности;

  • способность выбирать себе род занятий;
  • уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно

относится к себе и к другим;

  • обладание чувством собственного достоинства;
  • взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • проявление в различных видах деятельности воображения,

фантазии, творчества;

  • подчинение разным правилам и социальным нормам;
  • проявление творческих способностей;
  • способность контролировать свои движения (уровень развития

крупной и мелкой моторики);

  • способность к волевым усилиям;
  • проявление любознательности;
  • склонность к наблюдению, экспериментированию;
  • способность к принятию собственных решений.

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку

достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а

представляют собой социальные и психологические характеристики

возможных достижений ребенка.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в

детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к

школе.

Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?

Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо

создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических,

психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметнопространственной

среды.

Результатом реализации этих условий будет создание комфортной

развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность

качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и

воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.

Как изменятся взаимоотношения с родителями?

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны

участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и

своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить

важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными

участниками образовательного процесса, участниками всех проектов,

независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто

сторонними наблюдателями.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

  • информировать родителей (законных представителей) и

общественность относительно целей дошкольного образования, общих для

всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о

Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам,

вовлечённым в образовательную деятельность;

  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в

образовательной деятельности;

  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,

охране и укреплении их здоровья;

  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных

проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и

поддержки образовательных инициатив семьи;

  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,

обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной

среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)

детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

 

Документы базовой школы