История школы

Первая попытка обучать детей крепостных крестьян из числа  дворовой прислуги была предпринята помещиком  Василием Марковичем Тишининовым, имение которого находилось в окрестностях села Оржевка. Семья Тишининовых отличалась благотворительность. В 30-х годах  XIX века он открыл в своём имении частную школу с бесплатным обучением.

Первое письменное упоминание о школе относится ко  2 октября 1835 года. В этот день школу проверял штатный смотритель Кирсановского уездного училища. В своём отчете об этом посещении он писал: «2 октября обозреваемо было частное училище в с. Оржевка у помещика Тишининова, в коем 17 человек учащихся и обучаются по методу взаимного обучения чтению, письму и первым правилам арифметики. При экзаменах на задаваемые им вопросы отвечали хорошо и были показываемые образцы чистописания». Детей обучал по приказанию помещика крепостной крестьянин из дворовых служащих.

В 1839 году после смерти родителей имение перешло к  Николаю Васильевичу Тишининову, человеку передовых, либеральных взглядов был добрым и мягким по натуре. С крестьянами обходился ласково, каждый праздничный день кормил в своем имении бедных, стремился просветить своих крестьян, для чего завел хор и театр, состоящий из крепостных же крестьян, а в школе для крестьянских детей сам преподавал.

В 1857 году поле смерти Н.В. Тишининова частная школа в имении Тишининовых была закрыта. 

После отмены крепостного права, в 1862 году крестьяне на свои средства открыли в селе школу. В школе обучалось 15 учеников. Однако и она просуществовала недолго, в связи с нехваткой денежных средств. Школа в селе Оржевка вновь была открыта только в 1868 году земством по ходатайству местных крестьян.

         Инспектор народных училищ Лебедев, осматривавший школу в 1891 году, отмечал: «Училище помещается в собственном доме, причем для классов отведены две комнаты, соединенные аркой, в одной из них помещается младшее отделение, а в другой среднее и старшее; классы довольно светлы и просторны, но содержатся неопрятно; классной мебели достаточно, но она не вполне удобна… Предметов для наглядности преподавания, как то картин, географических карт, арифметического ящика и проч. при училище нет».

         Кроме классных комнат в школе была комната директора школы, комната учителя и столовая. Классные комнаты были большие, по 56 кв. м. каждая. В них стояли трехместные парты. Занятия велись в две смены. На содержание школы земством ежегодно отпускалось 150 рублей серебром, еще  276 рублей выделяло крестьянское общество. Эти деньги расходовались на жалование учительнице — 170 рублей, законоучителю – 50 рублей, на отопление -70 рублей. Попечительницей школы с 1892 года была Елена Константиновна Нарышкина, учительницей Елизавета Зорина, окончившая курс в частном пансионе в г. Костроме.

         Учащихся при осмотре школы было 52, из них 12 девочек. По группам они разделены так: в 1-й младшей 25, во второй 18, в старшей 9. В конце XIX века в составе учащихся числилось 103 человека.

             monost      На территории Оржевки было три церкви и Тишининовский Бололюбовский женский монастырь. Поэтому наряду с земской школой в Оржевке были открыты три церковно-приходских школы.

В Верхней Оржевке (Творогово)  церковная школа открыта в 1885 году,  она размещалась в кирпичном  здании. В 1898 году в ней обучалось 21 человек.

 В средней части села  церковная школа открыта также в 1885 году. В 1913 году для неё начато строительство нового здания.

При женском монастыре церковная школа открыта в 1886 году. Осматривая эту  школу в 1915 году, архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл отметил, что школа «имеет собственное отличное помещение — теплое, светлое, высокое. Классная комната снабжена нормальной мебелью и всеми необходимыми учебными пособиями. При школе имеется хорошая библиотека с книгами для внеклассного чтения. Учащихся было 57 человек. Заведует школою местный священник, учительница — послушница Федотова. Между призреваемыми девочками есть дети воинов убитых в настоящую Европейскую войну… Владыка испытывал познания детей по предметам грамоты. Общая успешность отличная. Особенно обращает на себя внимание великолепное письмо по-славянски полууставом. Видимо школа-приют со стороны всех причастных к нему лиц из состава монастыря пользуется должным вниманием».

         Учебный год во всех видах школ (земских, церковно-приходских) был установлен с 1-го сентября по 1 июня с двухнедельными рождественскими и недельными пасхальными каникулами. На практике большинство школ начинали учебный год в октябре месяце и заканчивали в первой половине мая. Это было связано с сельскохозяйственными работами. В среднем учебный год продолжался 150 дней. Много учебных дней поглощали церковные праздники и царские дни, когда занятия не проводились.

          Главным врагом революции большевики считали неграмотность населения. Поэтому, одним из первых декретов Советской власти  23 января 1918 года стал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», в его основу были положены передовые идеи русских и зарубежных педагогов. 26 декабря 1919 года Совнарком РСФСР принял декрет о ликвидации неграмотности, в нем говорилось: «Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте…».

         На основании этих документов в 1918 году все школы в Кирсановском уезде и земские, и церковно-приходские, были реорганизованы в единые трудовые советские школы 1-й ступени. Таким образом, в Оржевке было создано две школы 1-й ступени: 1-я Средне-Оржевская школа и 2-я Средне-Оржевская школа.

         1-я Средне-Оржевская школа располагалась в здании Оржевской земской школы, 2-я Средне-Оржевская школа была расположена а приспособленном здании на улице Почтовской. По данным на январь 1919 года в этих школах обучалось в 1-й — 135 человек, во 2-й — 60 человек. В 1-й Средне-Оржевской школе работали учителя: Лагова Л.М., Корчагина М.С., Стежинская М.И., Устинова А.В. , Кондарева Л.К.  Во 2-й Средне-Оржевской школе работали Новицкая О.Г., Райская Е.П.,  Тимофеева С.Д., Тимофеев И.И., Никольский И.П.,  Кураев В.С. Все учителя, как правило, окончили Тамбовское епархиальное училище и Кирсановскую гимназию.

         В апреле 1920 года в Оржевке были открыты еще две школы: Верхне-Оржевская и Тишининовская. В Верхне-Оржевской школе обучалось 77 человек, учителями работали Смирнова Л.И. и Карасёва Е.П. В Тишининовской школе обучалось 47 человек, учителями были Семенова В.М., Федорова Н.А. и Карпанина М.И.

         В октябре 1920 года в Оржевке была открыта школа нового типа — Оржевская школа-коммуна 1-й ступени. Учились и дети и взрослые. Кроме общеобразовательных предметов велось сельскохозяйственное обучение. Учителями работали И.А. Толбухин (политэкономия и немецкий язык), Н.М. Толбухина (история и литература) Е.А. Анацкая (математика), С.Я. Смирнов (музыка). Кроме того, был технический персонал, который прививал учащимся трудовые навыки: Ф.Ф. Ногин — огородник, П.И. Отопков — повар, И.Н. Пинчуков — пчеловод, М.С. Неучев — конюх, Е.О. Константинова — пекарь. Вознлавлял эту группу инструктор по сельхозтруду Ф.К. Матвеев. Для этого коммуне было выделено  пашни — 39 десяти, сенокосов — 7 десятин, леса — 50 — десятин.

         В 1922 году 2-я Средне-Оржевская школа приостановила свою работу в связи с преобразованием ее в школу II ступени. В 1923 году она расположилась в двухэтажном здании 1876 года постройки на территории бывшего женского монастыря и стала называться Оржевской школой  II ступени. В нее принимались дети в возрасте 13 лет и старше, окончившие школу I ступени. Школа была рассчитана на 200 учащихся. Директором был назначен И.И. Тимофеев.

         Оржевская школа  II ступени сделала только один выпуск, в 1924 году школу окончили 16 человек. В том же году она была преобразована в Оржевскую школу крестьянской молодежи (ШКМ). Суть преобразования заключалась в том, что ученики должны были получать теоретические знания и практические навыки ведения крестьянского хозяйства. Для этого школе выделялось 40 десятин земли, из них 5 десятин под опытно-показательный участок и 35 десятин для хозяйственной деятельности, в том числе 6 десятин занимал фруктовый сад, 1 десятину — огород. В школе была введена должность агронома, им стал Н.А. Филинов. Первым директором Оржевской ШКМ стал Карпанин, затем его сменил Потапов.

         В начале учебного года в ШКМ был 151 ученик, в течении года их количество сократилось до 82, в 1926 году их число возросло до 150 человек.  В ШКМ изучали родной язык, математику, обществознание, естествознание, агрономию, географию, рисование и ручной труд.                        В 1936 году Оржевская школа крестьянской молодежи получила статус средней  общеобразовательной школы с 10 -летним сроком обучения. Это была первая средняя  в Умётском районе. В 1936 году в школе было 420 учащихся и 16 преподавателей, через год число учащихся увеличилось до 480 человек.

В 1954 году директором Оржевской средней школы стал Дмитрий Григорьевич Кашлев. Он занимал эту должность до 1972 года.foto За это время в школе произошли большие изменения.

            В 1960 году в связи с реорганизацией был расформирован Оржевский детский дом. Все его хозяйство передали на баланс Оржевской средней школе. Наследство Д.Г. Кашлеву выпало богатое: двухэтажное здание, кухня, столовая, продовольственный склад, баня, мастерская, конюшня, фруктовый сад, бахча площадью более одного гектара и земельный участок, где детдомовцы сажали картофель.

         Увеличившееся хозяйство потребовало от директора школы дополнительных усилий по совершенствованию хозяйственной деятельности. Но чтобы навести порядок, сделать что-то новое, нужны были деньги, которых в бюджетных организациях всегда не хватает. Д.Г. Кашлев это понял уже после двух лет руководства школой. А поняв, стал думать, как школа может заработать сама.

         Например, 1959 год. На заседании педсовета с участием руководителей близлежащих колхозов было решено упорядочить учебно-производственную практику. По договоренности с руководителями хозяйств с. Оржевка, Масловки, Бибиково учащиеся 8-9 классов (а это около 200 человек) проходили двухнедельную учебно-производственную практику на обработке проса, кукурузы, картофеля, свеклы, где в основном требовался ручной труд. А колхозы за эту работу перечисляли деньги школе.

foto10
Выпускники 10 класса. 1954 год.

         Результаты превзошли все ожидания. В 1959 году было обработано 35 гектаров кукурузы, 12 — картофеля, 9 — сахарной свёклы. Сумма заработанных денег составила 9 тысяч рублей. По тем временам это были большие деньги. К тому же ученики школы вырастили и сдали государству 200 цыплят и 200 кроликов. Кроме этого, школьники ходили на птицеферму. Где также вырастили и сдали 5 тысяч цыплят, за что учхоз, опять же, не остался в долгу. Вот эти деньги вместе с выделенными районом и были использованы в 1960 году на реконструкцию помещений бывшего детского дома.

         После ремонта и внутренней реконструкции двухэтажного строения наконец был преодолен дефицит учебных мест. В здании оборудовали очень просторные химический, физический и биологический кабинеты. Туда была переведена школьная библиотека, которая насчитывала более семи тысяч книг. В это здание перешли начальные классы, ученики которых стали более продуктивно использовать перемены, ведь от детдома им досталась хорошо оборудованная детская площадка.

         Кроме того, был оборудован большой ленинский зал, который нес основные функции воспитательной работы. В нем находились стенды, посвященные различным периодам в жизни страны, альбомы, макеты, висели репродукции картин знаменитых русских художников, здесь принимали в пионеры и комсомол, проходили экскурсии и встречи.

         В это же здание была переведена пионерская комната и оборудован зал, где устраивались собрания, концерты, новогодние ёлки, входившие тогда в моду вечера танцев, выпускные вечера. В конюшне детдома разместили склад, где стали хранить уголь, торф и дрова.

         Мастерскую и примыкавшие к ней столовую с кухней переделали в одну большую столярную мастерскую, что позволило установить дополнительные станки и другое оборудование.

         Как истинный сын своего отца-крестьянина, директор сразу же начал использовать и земли, доставшиеся от детдома. Уже в следующем 1961 году бахча была засажена овощами. Большую часть площади занимала капуста, которую работники школы реализовывали в Кирсанове и Тамале. Был посажен и картофель, который на школьной машине отвезли на продажу в Саратов. Деньги за вырученную продукцию сдавались завхозом в кассу школы. Свой рабочий день беспокойный по натуре Д.Г. Кашлев начинал с обхода территории, проверки классов к занятиям. Так же и вечером, как хороший хозяин, обходил своё хозяйство, заодно проверял работу ночных работников школы и интерната.

         В декабре 1957 года в Тамбове состоялась конференция, посвященная организации учебно-производственной практики и общественно-полезного труда. На ней присутствовали все директора средних школ области. Было принято решение о создании ученических производственных бригад: после прохождения двухнедельной производственной практики ученики 8-9 классов на добровольной основе должны были формировать бригады для продолжения сельхозработ в колхозах.

         В соответствии с этим решением 6 июня 1958 года совместно с руководством колхозов было проведено заседание педсовета школы, на котором обсуждалась возможность создания ученических производственных бригад. Было принято решение сформировать небольшую бригаду и выделить ей конкретный участок для работ.

         Первая ученическая бригада работала в колхозе им. Чапаева. Насчитывала она 25 человек и обрабатывала участки с кукурузой и подсолнечником в Липовке и Студёновке. Первым бригадиром ученической производственной бригады был Владимир Данилин, ученик 9 «а» класса. Вместе с Д.Г.  Кашлевым в декабре 1958 года он участвовал в областном слёте бригадиров школьных ученических бригад. За хорошую организацию работы был награжден грамотой.

      

2 ученическая бригада
2 ученическая бригада

   Вторая ученическая производственная бригада, организованная в 1959 году, работала в колхозе «Путь Ленина». На фотографии именно эта бригада в момент её формирования. На ней в первом ряду слева направо: В. Калинушкин, В. Самарин; во втором ряду — Н. Трунылин, П. Курганов, Г. Небываева, В. Трушкин, А. Русаков; в третьем ряду — Н. Авдеева, А. Щурина, В. Тузов, С. Доронина, Ю. Ионов, В. Леонтьева, А. Иванищев, Н. Калашникова, В. Арямов, Н. Подъяблонская, Н. Иванова, С. Котова. Преподавательский состав: Л.В. Смирнова, А.И. Корочкова, Д.Г. Кашлев, К.И. Никитин, З.И. Григорьева, Л.Н. Федяева.

         Эта ученическая бригада насчитывала 22 человека. Её бригадиром был А. Иванищев. Руководила бригадой и всеми работами колхозный агроном Анна Дмитриевна Попова. Под ее началом на выделенном участке были посажены арбузы, дыни, огурцы и помидоры. Анна Дмитриевна не только рассказывала, но и показывала все приемы выращивания овощных культур. Бригада работала с 9 часов утра и до обеда. Ребята поливали, причем воду привозили в бочках на лошадях, пололи, прореживали огурцы и удаляли пасынки у помидоров. По мере созревания овощи собирали в ящики. И, конечно, полезное совмещали с приятным — колхозный сторож всегда давал с собой арбузы и дыни.

         Старейшим учителем Оржевской средней школы был Григорий Иванович Артюхин. Он родился в 1880 году в Московской области, окончил Смоленский педагогический институт, стал работать учителем физики. С началом Великой Отечественной войны вместе с другими учителями был эвакуирован из Смоленска и с 6 сентября 1941 года начал работать в Оржевской средней школе. После войны Григорий Иванович не вернулся в свой город, а остался учительствовать в Оржевке. Человек он был одинокий, инвалид, ходил с тросточкой. Был справедливым человеком. Жил он на окраине Тишининовки недалеко от школы. После того, как этого пожилого человека дважды ограбили, он стал ночевать в учительской. Потом для него был выделен и отремонтирован домик на территории школы.

         Г.И. Артюхин работал в школе до тех пор, пока позволяло здоровье. Жил он очень скромно, ходил, как и все в то время, в одежде полувоенного образца и соответствующей фуражке. После выхода на пенсию Григорий Иванович был отправлен в Сухотинский дом престарелых, который находился в Знаменском районе.

         Старейший учитель оставил завещание, в котором все свои средства пожертвовал Оржевской школе на строительство интерната. И интернат на 52 места был построен. Ученики из дальних деревень должны быть благодарны этому человеку за то, что они получили среднее образование, проживая в хороших условиях в интернате.

         После смерти Г.И. Артюхин был похоронен на Твороговском кладбище.

larcina
Ларькина Е.Т.

               Не только педагогами и выпускниками гордится Оржевская школа. Все работники, от директора до уборщицы вносили свою посильную лепту в дело становления и развития образования в Оржевской школе. 

В 1972 году уборщица Оржевской средней школы Ларькина Екатерина Тимофеевна Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги на ниве образования была награждена орденом «Знак Почета».

         В 1972 году директором школы стала Лидия Васильевна Полякова.

         В 1982 году ее сменил Юрий Евгеньевич Князев.

В 1983 году школа переезжает из д. Тишининовка в новое здание в центре села.

         В 1984 году Ю.Е. Князева сменил Михаил Петрович Хватов.

Школа не может существовать без учителей. История не сохранила имени того первого учителя из крепостных. Но из документов мы видим, что это был талантливый, любящий свое дело человек. Ведь его ребята показали «образцы чистописания» и выдержали серьезный экзамен.

Есть в многолетней истории школы и драматические моменты. Так в тяжелые годы гражданской войны и «антоновщины» учителя школы жертвовали своими жизнями, ради светлого будущего. После революции одна из послушниц бывшего женского монастыря работала учителем в Тишининовской школе I ступени. В миру ее звали  Наталия Ардалионовна Федотова. За то, что она учит детей и отреклась от церкви, ее и еще одного учителя Казмина зверски убили «антоновцы». Они похоронены в братской могиле на территории Оржевки.

Уже далеко в прошлом вихри великой смуты. Поросли травой могилы героев. Но школа бережно хранит память о тех, кто всю жизнь посвятил великой цели – служению детям.

 

Наша школа гордится своими выпускниками:

  • Свешников Владислав Петрович– 1939 г. р.

выпуск 1957 г. (золотая медаль)

  • Свешников Игорь Петрович– 1944 г. р.

выпуск 1961 г. (серебряная медаль)

  • Деткова Тамара Зиновьевна – 1943 г. р.

выпуск 1961 г. (серебряная медаль)

  • Соннова Таисия Яковлевна– 1944 г. р.

выпуск 1962г. (серебряная медаль)

  • Кашлева Татьяна Дмитриевна– 1947 г. р.

выпуск 1962 г. (серебряная  медаль)

  • Володина Лариса Ивановна – 1949 г. р.

выпуск 1966 г. (золотая медаль)

  • Иванищева Нина Алексеевна – 1949 г. р.

выпуск 1966 г. (серебряная медаль)

  • Трунилин Александр Сергееевич– 1949 г. р.

выпуск 1966 г. (золотая медаль)

  • Смаль Юлия Павловна– 1983 г. р.

выпуск 2000 г. (серебряная медаль)

  • Иванищева Марина Владимировна– 1980г. р.

выпуск 2002 г. (серебряная медаль).

  • Силкина Светлана Геннадьевна – выпуск 2010 г. (серебряная медаль)
  • Калядина Инесса Михайловна – выпуск 2011 г. (золотая медаль)
  • Дугина Виктория Александровна – выпуск 2012 г. (серебряная медаль)
  • Сафронова Юлия Алексеевна – выпуск 2016 г. (золотая медаль)
  • Тикова Мария Григорьевна – заслуженный врач РФ
  • Татаринов Вадим Сергеевич – кандидат медицинских наук.
  • Трушкин Владимир Александрович – кандидат технических наук.
  • Гундров Сергей Николаевич — подполковник, начальник ОВД «Фили» г. Москва.
  • Гаранин Юрий Алексеевич – подполковник, преподаватель академии им. Ю. А. Гагарина.
  • Гаранин Вячеслав Алексеевич – подполковник, заместитель начальника центра по подготовке милицейского состава УВД Тамбовской области.
  • Проскурин Николай Иванович – полковник, начальник ОВД Уметского района.
  • Володина Лариса Ивановна – заслуженный врач РФ.
  • Сафронов Иван Сергеевич — кандидат химических наук.

 

Сейчас перед учителями школы стоят новые задачи: модернизация школы, переход на новые рельсы обучения. Задачи эти непростые, но наш коллектив готов выполнить их с честью. Давайте вместе пожелаем ему в этом удачи.